baee12b2

Королевство Бутан

Еще лет 40 назад все, что было известно о прикрытом царстве Бутан, — его положение: где-то в Гималаях. Сейчас это страна, которая прямо за собственным владыкой приняла решение, что «счастье народа главнее % ВВП», и соблюдает данной государственной мысли.

По одной из модификаций, «Бутан» происходит от санскритского Bhu-Uttan — «высокогорье». Четверть территорий страны размещена выше 3000 километров над уровнем моря. От изменения высот с непривычки подставляет уши. По ту сторону окна авто, на котором едем в столицу Тхимпху, мерцают горы, плотно обработанные лесами.

В стране работает политика природоохранной диктатуры, — сообщает Сенчо. — В конституции написано, что бора должны занимать 70% территорий. Для изготовления бумажки мы применяем лишь болезненные деревья. На 754 000 граждан страны хватает.

Мы могли бы реализовывать древесную породу и зарабатывать огромные денежные средства. А для нас главнее оставить место, где живем. Животных также не уничтожаем. Мясо употребляем в пищу нечасто, привозим его из Индии. Мы пытаемся тратить источники выгодно и применять лишь то, что природа может компенсировать. К примеру, на высоких реках сконструированы гидроэлектростанции. Производимую от них энергию отдаем в Индию. Это основной доход страны.

На подъезде к Тхимпху откосы изрезаны рисовыми лоджиями. На них отращивают рис (сельское хозяйство в стране считается 2-м источником заработка). Огромная часть риса уходит на реализацию в Индию.

Типы Тхимпху напоминают декорации к кинофильму о фантастической стране. Двух- и громоздкие дома с сделанными из дерева кровлями и ставнями описаны вручную. На любом жилище сделанные из дерева таблички 2-ух цветов: голубого и зеленого. На них — белые буквы на 2-ух языках: федеральном дзонг-кэ и британском. Так в Бутане смотрится реклама. Никаких помигивающих вывесок, сердящих взгляд в азиатских столицах. На улицах оптимальная чистота. Вокруг урны зеленого («природного») тона, надписи на которых напоминают: «Не забудь про меня».

Мусор — одна из наших главных неприятностей, — говорит Сенчо. — В давнишние времена при изготовлении еды, сооружении зданий мы применяли лишь естественные элементы. То, что давала природа, то она и брала. В настоящее время вышло очень много эклектического мусора. Территория у нас незначительная, созданные свалки оперативно переполнялись, и несколько лет назад правительство условилось с Индией, у которой есть несколько перерабатывающих предприятий. Отныне мы отдаем мусор соседям.

Автомашин на улицах нет. А те, что есть, преимущественно индусского изготовления. Выезжают они по городу со скоростью 40 км/ч. Люди идут в государственных костюмах в клетку либо полоску: мужчины — в халатиках гхо, а девушки — в юбках кира и жакетах тего. Такой законопроект. Все о туризме смотрите пройдя по ссылке.

У нас доступное правительство, — усмехается Цейна, ларечница в текстильном супермаркете, где на лавках разложены государственные костюмы около 200 цветов, соединённые на региональных фабриках. — Когда мы ходим на работу, формальные события, государственные праздничные дни, конституция заставляет носить стандартную одежду, иначе тебя не впустят. В свободное время у нас есть возможность одевать одежду, которую привозят в бутанские супермаркеты из Индии. В последние годы этим правом иногда стала пользоваться молодежь.

Костюмы показаны всего 2-мя габаритами: «побольше» (отечественный 48-й) и «поменьше» (отечественный 44-й). А бутанцам данного хватает. Повстречать среди региональных человека с излишним весом нельзя. Как будто и данная часть жизни регламентирована законодательством.

Отличная физическая выкройка бутанцев определена их стилем жизни. Прежде всего, база рациона питания — рис. Его отращивает 80% населения. К рису дополняют фрукты: тушеные, жаренные. Животную еду бутанцы обедают нечасто. Во-вторых, абсолютное большинство проживает в селе, а действует либо обучается в городке. Автомашины есть всего у 10% бутанцев, а рейсовые автобусы идут редко. Вследствие этого отдаления в сотни км региональные одолевают пешочком.

Лет 50 назад никаких автомашин не было, — усмехается Сенчо. — И более того, не было и обуви. Люди шли с босыми ногами. Я вспоминаю, как в детстве в зимнюю пору по снегопаду доезжал до школы, размещенной в 10-ти км от материнского дома. Оставалось достаточно оперативно носиться. Так жили все. Это сегодня у моих детишек по несколько пар обуви. Но также и в те дни никто не ощущал себя злосчастным. Мы всегда могли удовлетворяться тем, что есть.

Главное спортивное удовольствие бутанцев — пальба из лука. Площадки для этого спорта всюду. Их 2 вида: для перестрелки на 50 километров и на 100.

Пальба из лука возникла в Бутане несколько веков назад, когда на территории страны шли штатские битвы, — говорит учитель перестрелки в одной из школ в округах Тхимпху Иеши Дорджи. — А в сегодняшнем Бутане не менее 100 лет не понимают войн. На животных также не охотятся — это запрещено. Вследствие этого пальба из лука — региональное удовольствие. И в 1971 году она официально стала видом спорта. А в 1984 году мы в первый раз участвовали в летних Олимпийских играх.

С того времени Бутан ставил спортсменов на Олимпиаду еще 7 раз, ни одной медали покорить не удалось. — Иудаизм обучает смотреть не на итог, а на процесс, — продолжает Иеши. — Если процесс принес наслаждение и не наделал зла кому-то, означает все на добро.

Иудаизм — главенствующая вера Бутана. Его исповедуют 75% населения (24% — индуизм, 1% — православие, мусульманство и другие). Все в царстве подчинено церкви. Даже управленческие центры располагаются на территории крепостей — дзонгов, по соседству с монастырями. Собственно говоря Бутан — 1 большой собор.

У входа в любое здание в Пунакхе, Тхимпху либо другом городке располагаются преклоненные колеса-барабаны, которые жители скручивают при первой возможности (1 кругооборот равнозначен многократному чтению мольбы).

На деревьях, мостах, жилищах развешаны многоцветные флажки, отражающий 5 стихий, в которые доверяют в буддизме. Золотые — земля, ярко-красные — свет, белые — жидкость, зеленые — воздух, голубые — место. А более всего потрясают раскиданные по откосам гор частоколы из больших белых флагов. Много их вдоль автодороги от Тхимпху до города Пунакха.

Это преклоненные флаги в честь мертвых, — поясняет Сенчо. — Вихрь, колыхающий полотна, доставит удачу душе мертвеца в новой реинкарнации.

Место, где нужно расположить флаги, определяют астрономы. Все значительные мероприятия в жизни бутанцы обсуждают с ними. Даже повелитель получает федеральные решения, оперируя советами стремянных астрономов. Это разве что не наиболее привлекательная специальность в Бутане. Учат ей в школах при монастырях либо дзонгах.

Как и в стандартном тренировочном заведении, на территории Пунакха-Дзонг (крепости называют по имени города, в котором они размещены) бегут дети всех возрастов. Лишь вместо школьной формы ярко-красные одеяния — аналогичные, как у взрослых монахов.

Дети сами решаются стать монахами, — говорит учитель монастыря Лакпа. — Мы преподаем астрологию, географию, историю и прочие объекты. В 16 лет малыш должен сделать выбор, будет ли он затворником либо будет заниматься лишь астрологией. Дети все чаще и чаще уделяют основное внимание астрологии, так как она приносит хорошие прибыли. Это воздействие восточного мира. Когда денежные средства делаются резоном жизни, сама жизнь утрачивает резон. Вследствие этого основное, чему мы обучим, — контролировать интеллект, мешает желаниям переполнить собой, оценивать то, что обладаешь, и благодарствовать за это. Лишь так можно быть удачным.

О том же самом говорит и девиз на стенах в школе города Паро: «За денежные средства можно приобрести дом. А в Бутане у тебя он есть». В стране не повстречаешь бесприютного. Если у человека нет земли, он проходит к королю. Повелитель акцентирует землю, которой хватает для возведения дома, и рисовые поля. Если доход от реализации риса составит меньше 100 000 нгултрумов, то платить 10% (подоходный налог в стране) не надо будет.

Со мною было также, — сообщает смотритель школы Сиде, пока мы дожидаемся завершения 55-минутного урока. — Сестра повысилась и вышла замуж. Мне надо было оставить заботливый дом (в Бутане дом и земля наследуются по женской линии, сын, в большинстве случаев, принужден находить себе свежее жилище либо жену). Повелитель дал мне землю и поля. Рис я отращиваю лишь для себя, а работаю в федеральном учреждении, вследствие этого и не хнычу налоги. Формирование и медицину в стране также оплачивает правительство из денежных средств, которые приносит развивающийся туризм… Правительство обожает нас.

Диалог останавливает гонг. Восьмичасовой тренировочный день в школе близится к завершению. Готовящиеся вырвались из классов, чуть ли не свалив нас с ног.

Дети во всех государствах одинаково рады, когда кончаются изнурительные уроки, — усмехается преподавательница английского языка Цомо. Она преподает в школе 15 лет и замечала, как изменялись бутанские дети. — С одной стороны, прекрасно, что Бутан равномерно открывает границы: в 1999 году у нас вышло телевидение, а в настоящее время и Интернет. Дети стали не менее восприимчивы к миру. Им легче выдается история стран, поскольку они где-то разбирали о них.

С иной стороны, есть и отрицательное воздействие. Не так давно словила воспитанника за табакокурением. Я никому не сообщила, поскольку в Бутане запрещена покупка и реализация сигаретных изделий. Предприняла попытку пояснить, что курить слабо. В ответ услышала, что в иных государствах все так делают. В настоящее время преподаватели больше интереса уделяют повествованиям об истории Бутана, о принципах нашей жизни, о концепции бутанского счастья, на которой мы повысились. Ничего ужасного не происходит, разумеется. Просто, как и любой малыш, Бутан увеличивается и в настоящее время располагается в переходном времени. Это далеко не слабо и не прекрасно. Это данность. И чтобы быть удачным, нужно ее взять.

Оставить комментарий

Календарь
Июнь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930